Инспектор по охране прав детства Сиротенко Светлана Станиславовна
На базе ГБУ РК «Региональный центр развития социальных технологий» действует республиканская служба «Телефон доверия».
В рамках работы Службы осуществляется помощь населению Республики Коми в сложных жизненных ситуациях посредством телефонного консультирования по Телефону доверия для детей, подростков и их родителей.
Телефоны экстренной психологической помощи:
Телефон "Горячей линии" ЦЭПП МЧС России (бесплатнго, круглосуточно) - 8(495)626-37-07
Телефон психологической поддержки в Центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского (бесплатно, круглосуточно) - 8 (495) 637-70-70
Телефон доверия экстренной медико-психологической помощи (бесплатно, круглосуточно) - 8 (499) 791-20-50
Телефон неотложной психологической помощи (Московская служба психологической службы населению) 051
"Дети онлайн" консультирование по вопросам:как оградить детей от негативного контента, преследования, шантаж, домогательства в Интернете (бесплатно, с 09.00 до 18.00 в рабочие дни) 8(800)-250-00-15
Скорая социальная помощь - 8(212)21-11-66
Защита прав и достоинства ребенка
__________________________________________
Конвенция Комитета ООН по правам ребёнка
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:
Семейный Кодекс гарантирует:
Закон РФ «О защите прав детей» гласит: жестокое обращение с детьми, физическое и психическое насилие над ними запрещены (ст.14)
Памятка родителям Профилактика жестокого обращения с детьми в семье
"Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка".
Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.
Конвенция о правах ребенка.
Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.
Ответственность за жестокое обращение с детьми
Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).
Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
Уважаемые папы и мамы!
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.
Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...
Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..
13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна
14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.
16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.
17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.
Эмоциональное насилие
- длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.
Психологическое насилие
- длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.
Примеры эмоционального и психологического насилия:
1. Запугивание ребенка:
• ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов;
• используют для запугивания свой рост, возраст;
• на него кричат;
угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).
2. Использование силы общественных институтов:
• религиозной организации, суда, полиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.
3. Использование изоляции:
• контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой
Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:
• унижают его достоинство;
• используют обидные прозвища;
• используют его в качестве доверенного лица;
• при общении с ребенком проявляют непоследовательность;
• ребенка стыдят;
• используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).
К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:
• угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение);
• угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам;
• используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным;
• отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров.
Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг "системы воспитания", и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие "воспитание").
Родителям о наказании
Чем заменить наказание?