Страничка инспектора по охране прав детства

 Инспектор по охране прав детства Сиротенко Светлана Станиславовна

 На базе ГБУ РК «Региональный центр развития социальных технологий» действует республиканская служба «Телефон доверия».

В рамках работы Службы осуществляется помощь населению Республики Коми в сложных жизненных ситуациях посредством телефонного консультирования по Телефону доверия для детей, подростков и их родителей.

Телефоны экстренной психологической помощи:

Телефон "Горячей линии" ЦЭПП МЧС России (бесплатнго, круглосуточно) - 8(495)626-37-07

Телефон психологической поддержки в Центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского (бесплатно, круглосуточно) - 8 (495) 637-70-70

Телефон доверия экстренной медико-психологической помощи (бесплатно, круглосуточно) - 8 (499) 791-20-50

Телефон неотложной психологической помощи (Московская служба психологической службы населению) 051

"Дети онлайн" консультирование по вопросам:как оградить детей от негативного контента, преследования, шантаж, домогательства в Интернете (бесплатно, с 09.00 до 18.00 в рабочие дни) 8(800)-250-00-15

Скорая социальная помощь - 8(212)21-11-66

Защита прав и достоинства ребенка

  • Ваш малыш ни в чём не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не в праве требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы.
  • Ваш ребёнок не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  • Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как и сам факт его присутствия в семье.
  • Во многих капризах и шалостях своего малыша повинны вы сами. Потому что во время не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него то, что он попросту не может вам дать – в силу особенностей возраста и характера. Короче, не желали принимать его таким, каков он есть.
  • Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. Лучшее, что в нём ещё будет. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
  • Именно эти пять принципов отношения к ребёнку определяют воспитательный климат семьи и задают весь строй личности ребёнка.

__________________________________________

Конвенция Комитета ООН по правам ребёнка

  • Право на жизнь (ст.6 п.1);
  • Право знать своих родителей (ст.7 п.1);
  • Право на заботу родителей (ст.7 п.1);
  • Право на имя (ст.7 п.1, ст.8 п.1);
  • Право на гражданство (ст.7 п.1, ст.8 п.1);
  • Право на сохранение своей индивидуальности (ст.8 п.1);
  • Право на семейные связи (ст.8 п.1);
  • Право ребёнка, разлученного с родителями, поддерживать личные отношения и прямые контакты с родителями (ст.9 п.3);
  • Право на личную жизнь (ст. 16 п.1);
  • Право на неприкосновенность жилища (ст.16 п.1);
  • Право на семейную жизнь (ст.16 п1);
  • Право на защиту закона от незаконного вмешательства и посягательства на его честь и репутацию (ст.16 п.1,2);
  • Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст.25 п.1);
  • Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27, п.3)
  • Основные правовые документы, защищающие ребёнка от жестокого обращения

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребёнка (ст.6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст16);
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24);
  • признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
  • защиту ребёнка от сексуальных посягательства (ст.34);
  • защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
  • меры помощи ребёнку явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39);

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);
  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157);

Семейный Кодекс гарантирует:

  • право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);
  • право ребёнка на защиту и обязанности органов опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);
  • меру «лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);
  • немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

Закон РФ «О защите прав детей» гласит: жестокое обращение с детьми, физическое и психическое насилие над ними запрещены  (ст.14)

Памятка родителям Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

"Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка".

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Конвенция о правах ребенка.

Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

 Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

 Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

 Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

 Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приоб­ретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...

Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в си­туации, сопряженной с риском для жизни.

2.   Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3.   Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера теле­фонов людей, которым вы доверяете.

4.   Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5.   Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализи­руйте вместе с ним.

6.   Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества лю­дей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7.   Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он ока­зался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8.    Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физи­чески, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

9.    Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10.  Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различ­ным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11.  Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.      

12.  Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..

13.  Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна

14.  Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.                                                        

15.  Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

16.  Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувст­вие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

17.  Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему осво­бодиться от груза вины и ответственности.

Эмоциональное насилие

- длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

Психологическое насилие

- длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

1. Запугивание ребенка:

• ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов;

• используют для запугивания свой рост, возраст;

• на него кричат;

угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

2. Использование силы общественных институтов:

• религиозной организации, суда, полиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

3. Использование изоляции:

• контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

• унижают его достоинство;

• используют обидные прозвища;

• используют его в качестве доверенного лица;

• при общении с ребенком проявляют непоследовательность;

• ребенка стыдят;

• используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

• угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение);

• угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам;

• используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным;

• отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров.

Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг "системы воспитания", и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие "воспитание").

Родителям о наказании

    • Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
    • Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
    • Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
    • Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
    • Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
    • У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть, - как сразу возникает конфликт.
    • Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
    • Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание?

    • Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
    • Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
    • Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
    • Наградами. Они более эффективны, чем наказание

 

 

 

 

 

Сканируйте QR-код
чтобы открыть эту страницу на мобильном устройстве

Документы

1. "О правах ребенка -дошкольника" 2. об основах системы профилактике 3. Об основных гарантиях прав ребенка 4. гражданский кодекс 5. Жилищный кодекс 6. Закон об образовании 7. Кодекс об административных правонарушениях 8. Конвенция о правах ребенка 9. Конституция РФ 10. Семейный Кодекс 11. Уголовный кодекс 12. Ответственное родительство 13. Консультация для родителей (законных представителей) "Как облегчить детям развод родителей?" 14. Консультация для родителей (законных представителей) Отчимы и мачехи 15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375-р " Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства" 16. Распоряжение Правительства Республики Коми № 449-р от 29.12.2014 17. Федеральный закон " Об основах об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. 18. Приказ МУ "Управление образования" Администрации МОГО "Ухта № 01-08/41 "Об упорядочении работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и семьями, находящимися в социально опасном положении" от 28.01.2015 г. 19. Приказ МУ "Управление образования" Администрации МОГО "Ухта" № 01-08/581 Об организации межведомственного взаимодействия в вопросах профилактики в образовательных учреждениях на территории МОГО «Ухта» от 22.09.2015 20. Приказ МУ "Управление образования" Администрации МОГО "Ухта" № 01-08/947 "Об усилении мер по предотвращению жестокого обращения с несовершеннолетними в образовательных организациях, семьях" от 212.12.2014 г. 21. Распоряжение Администрации МОГО "Ухта" № 119-р "Об утверждении Плана мероприятий по реализации на территории МОГО «Ухта» в 2015-2017 годах Концепции обеспечения безопасности детей и подростков в Республике Коми на 2014-2017 годы" от 20.03.2015 г. 22. Приказ Министерства образования Республики Коми, Министерства внутренних дел по Республике Коми, Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, Министерства здравоохранения Республики Коми от 15 декабря 2015 г. N 280/488/2611/12/566 "Об утверждении Порядка взаимодействия территориальных органов МВД России на районном уровне в Республике Коми, органов управления здравоохранения и медицинских организаций, учреждений социальной защиты и социального обслуживания, органов.." 23. Положение о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении